Муниципальное бюджетное учреждение культуры Володарского муниципального округа Нижегородской области

“Володарская межпоселенческая библиотека”

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

История посёлка Ильино

Ильино: преданья старины глубокой

[По материалам газеты «Знамя» от 1 августа 2002 г. Статья, написанна к 110-летию посёлка.]

Сто десять лет для поселения — невелик век. Но именно такой возраст отмерили п. Ильино архивисты. Кажется, однако, даже время построения станции, которая едва ли возникла на пустом месте, говорит о более солидном прошлом.

Возможно, что и А. С. Пушкин много знал о наших местах. Недаром он еще в 1836 году писал В. Ф. Одоевскому: «Дорога (железная) из Москвы в Нижний Новгород была бы еще нужнее дороги из Москвы в Петербург — и мое мнение было бы: с нее и начинать». Николай Первый дал рескрипт о начале строительства в 1842 г., а работы широко развернулись на нижегородском участке с весны 1859 года по 1(14) августа 1862 года.

Значит, к этому времени уже существовала станция Ильино со всеми необходимыми службами. И жилось им нелегко. Первый же весенний паводок разрушил насыпь между реками Клязьма и Пурхма (по некоторым источникам — Пуркма), повредив полотно дороги на протяжении трех верст. Восстановлением наверняка занимались и ильинцы.

Однако официальные организации ведут отсчет времени от 1892 года, когда податной инспектор Владимирской губернии сообщил, что на станции Ильино «весьма значительных размеров склад дров и шпал». Они принадлежали купцу Бугрову и заготавливались для выполнения подряда Главного общества Российских железных дорог.

Далее в справке инспектора сообщается, что при складе имеется сторожка, харчевой амбар для отпуска рабочим и возчикам овса, муки, пшена и масла. А лес сюда завозится из лесных дач Н. А. Бугрова, находящихся в 15-40 верстах от станции. В Ильино тогда работал и лесозавод, снабжавший своей продукцией железнодорожников от Москвы до Нижнего. Естественно, Ильино в то время было невелико. «Перед Октябрьской революцией там располагались деревянный вокзал, лавка, где продавали бакалею и отруби, железнодорожная казарма и десяток домов. По административному делению Ильино относилось к Мячковской волости Гороховецкого уезда Ивановской губернии. Впрочем, населенный пункт еще называли «Илинкой» или «Ильинкой». Названия увязывали с фамилией местного помещика. Ильин с другим помещиком Виноградовым владели земельными наделами до Ильиной Горы. Дом Ильина находился напротив нынешнего здания школы, на «Борском венце», затем был перенесен к станции, где и сгорел несколько лет назад. Виноградовская обитель стоит и поныне на улице Чкалова, неподалеку от вокзала.

Только самым богатым человеком перед революцией считался В. И. Жуков, владелец бакалейной лавки и складов с кормами для лошадей. Его дом (на фото) сохранился, и поныне живы потомки, сообщившие нам, что дом построен братьями Уткиными, там располагался и постоялый двор. Постройка считается самой старой в поселке.

В двадцатых годах прошлого столетия в населенном пункте появились улицы Маяковского, Почтовая, Советская, где дороги были выложены булыжником. В тридцатых годах организован колхоз имени Первого мая и построена начальная школа, где первой учительницей стала В. И. Бутакова. Ее уроки сохранились в памяти старожилов поселка. Праздником для железнодорожников был пуск бани.

За год до войны активно начала вестись в округе разработка древесины — появился Гороховецкий военлесхоз. Памятен этот год и тем, что в поселении вырос клуб в бывшем барском доме. Лесхоз и по сей день нормально функционирует, а выросший сельский Дом культуры всегда рад многочисленным гостям.

Заметно увеличилось население после созданий Гороховецких лагерей перед началом Великой Отечественной войны. Некоторые военные устроились в п. Ильино на постой. Только сразу после 22 июня 1941 года резко уменьшилось число мужчин, ушедших на передовые позиции. Около 70 из них погибли или пропали без вести. Много заслуженных наград привезли ильинцы с полей боев. П. Полковников, например стал кавалером ордена Славы, немало и тех, кто за ордена и медали заплатили здоровьем, стали инвалидами.

Стаи «стервятников» с фашисткой свастикой не однажды появлялись в небе над населенным пунктом. Ильинцы, как и жители всей страны, помогали фронтам чем могли. А еще готовились к отражению атак врага. Вместе с ними многие жители района рыли окопы и траншеи, ставили противотанковые заграждения. Многие прибывшие на эти работы были гостеприимно встречены ильинцами. В 1941 появилось крупное учреждение в населенном пункте — Московское отделение военторга, которым руководил Акопов.

Одновременно появились и военные склады, за которыми располагался полигон.

Нелегок был для ильинцев послевоенный период — и для взрослых, и для детей, у которых сгорела любимая школа. Малышам приходилось в течение четырех лет ездить учиться в Галицы. Зато в 1951 году вступила в строй действующих новая средняя школа.

Жизнь стала налаживаться только через 10 лет после окончания войны. Способствовало этому и открытие ЛПК-413, первым начальником которого был А. Е. Мишин. Предприятие поставляло лес для военной промышленности и занималось насаждением деревьев.

Преобразовался бывший местный колхоз в 1960 г. в совхоз «Ильинский» овоще-молочного направления и занял земли большей части нынешнего Володарского района. Бывали у этого хозяйства взлеты и спады. Но новые рыночные отношения сказались на нем отрицательно, он распался 1996 году.

С 1966 года осела в п. Ильино ОПМС-40, ранее проехавшая почти весь Советский Союз, производя ремонт и строительство железнодорожных и подъездных путей. Здесь она «прописалась» навечно. На окраине поселка появился путейский городок из вагончиков, а затем начали расти многоквартирные дома. И сейчас ОПМС-40 выполняет огромный объем работ и стала незаменимой для Горьковской железной дороги, раскинувшейся по 14 областям и республикам России.

Статус самостоятельной административной единицы Ильино получило в 1964 году. Первым председателем Ильинского Совета была Ю. М. Фомичева. Совет, а позднее сельская администрация, постоянно направляет все свои силы и энергию на благоустройство населенных пунктов на своей территории, на создание лучших социальных и бытовых условий для местных жителей.

Нелегко это сделать почти для 2000 ильинцев. И все-таки есть надежда, что в Ильино придёт природный газ, будут решаться положительно и другие проблемы.

В. ЧУНАКОВ.

Ильино исполняется 115 лет

[По материалам газеты «Знамя» от 2 августа 2007 г. Статья, написанная к 115-летию посёлка.]

По историческим меркам Ильино — село молодое, первые поселения на его территории появились около ста лет назад.

Самые первые упоминания относятся к 1892 году, когда инспектор Владимирской губернии В. Казаков отметил на станции Ильино «весьма значительных размеров склад дров и шпал» купца Н. А. Бугрова, «предназначенного для выполнения подряда по поставке дров и шпал» Главному обществу Российских железных дорог.

Инспектор отметил, что «лес свозится из лесных дач Бугрова, находящихся в 15-40 верстах от станции». В справке инспектора отмечалась обстоятельность склада: «При нем имеется сторожка-склад, харчевой амбар для отпуска овса, муки, пшена и масла возчикам с рабочими».

В то время также в Ильино работал солидный по тем временам лесозавод, снабжавший железную дорогу от Нижнего Новгорода до Москвы дровами и шпалами. Этой поставкой также ведал Н. А. Бугров.

Накануне Октябрьской революции село было невелико. В нем были деревянный вокзал, лавка, где продавали бакалею и отруби, железнодорожная казарма и десяток домов. По административному делению Ильино принадлежало Ивановской губернии Гороховецкого уезда Мячковской волости.

Самым богатым человеком считался перед революцией В. И. Жуков. Он владел бакалейной лавкой и складом, из которого продавались отруби лошадям.

Дом этого лавочника сохранился до сих пор, он находится напротив вокзала и считается самым старым в Ильино (1913 года постройки).

Землями вокруг Ильино владели два помещика — Ильин и Виноградов. Их земли простирались от железнодорожной станции до деревни Ильина Гора. От фамилии Ильина и произошло название села. Первоначально оно называлось «Илинка» или «Ильинка». Дом Ильина располагался напротив современной школы. Сейчас это место называют «Барский венец». Затем дом перенесли к железнодорожной станции, где он и сгорел. Дом помещика Виноградова до сих пор сохранился, он находится недалеко от вокзала на улице Чкалова.

Вокруг села, особенно к северу, ближе к Фролищам, места были болотистые и с трудом осушаемые. Поэтому местность заселялась медленно. Трудоспособное население в основном работало на железной дороге.

После Октябрьской революции в жизни села произошли некоторые изменения. В 20-х годах в Ильино было уже три улицы — Маяковского, Почтовая, Советская. Дороги на этих улицах были выложены булыжником. Предприятий промышленности не было. В начале 30-х годов был организован колхоз им. 1-го Мая. В селе была открыта начальная школа-четырехлетка, где первой учительницей была И. И. Бутакова. Впоследствии школа сгорела. В 20-х годах была построена в селе первая баня для железнодорожников. Население села несколько увеличилось с организацией перед войной Гороховецких лагерей. Некоторые военные жили на постое в Ильино.

Административно село относилось к Ильиногорскому сельсовету.

С первых дней войны население села значительно поредело, мужчины ушли на фронт. Один сельчанин П. Полковников стал кавалером ордена Славы. Многие ильинцы с войны не вернулись, всего на фронтах погибли и без вести пропали около 70 солдат-ильинцев.

В начале войны в Ильино прибыло множество мобилизованных мужчин и женщин — они рыли окопы и траншеи в близлежащей местности, так как командование доложило о возможном прорыве вражеских войск. Мобилизованные жили в домах у местных жителей.

Отгремели залпы войны. Страна вернулась к мирной жизни. Первое крупное учреждение, которое было образовано еще в 1941 году, это 3-е Московское отделение военторга, которое возглавил Акопов. Во время войны и в последние годы здесь располагались военные склады, за которыми уже и был военный полигон.

Другое полувоенное предприятие — ЛЗУ-413 — организовалось в 1957 году, его возглавил А. Е. Мишин. Предприятие и сейчас занимается заготовкой и переработкой древесины. В 1960 году открылся Гороховецкий военлесхоз, который работал для военной промышленности и занимался разведением лесных насаждений.

В 1966 году в Ильино постоянно укрепился ОПМС-40. Это небольшое железнодорожное предприятие, которое занимается сборкой железнодорожных линий и их укладкой по всей Горьковской дороге.

В 1960 году колхоз им. 1-го Мая был преобразован в совхоз «Ильинский». Он имел 8 отделений в различных деревнях района. Управление совхоза находилось в п. Ильино. Совхоз имел овоще-молочное направление. В 1996 году совхоз распался, земли отошли другим организациям.

Самостоятельной административной единицей село Ильино стало в 1964 году, в этом году был учрежден Ильинский сельсовет. Его первым председателем была Ю. М. Фомичева.

С 20-х годов до 1947 году в селе была только начальная школа. После войны она сгорела. В 1951 году была построена средняя школа, а в 1971 году пристрой к школе, где первый директор был А, И. Крылов.

Первая общественная библиотека была очень небольшой и ютилась в маленькой комнате при сельском клубе около железнодорожного вокзала. Заведовала библиотекой Л. А. Мусиенко. В 1959 году библиотека переехала в современное здание, а в 1971 году около вокзала на месте библиотеки было построено новое здание.

Клуб в селе начал работать ещё 1940 году, его первой заведующей была Е. М. Миронова. Клуб вокзала располагался в перестроенном барском доме. В клубе было …село, сюда приходило много местных. Затем в 1959 году клуб переехал в современное здание.

Ильино по праву гордится новым им зданием вокзала, оно было открыто в 1960 году. Новое здание начало действовать благодаря усилиям начальника станции Е. Протопопова.

Сейчас в селе проживает около 1700 человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

[ { "date": "" } ]