Егорова А. Вожатые – весёлый , заводной народ! / А. Егорова
// Знамя. – 2022. — № 11. – 25 марта. – С. 4. – (К 100-летию пионерии).
И хотя сейчас этой организации не существует, многие наши соотечественники с искренней теплотой вспоминают свое пионерское детство, вожатскую юность. Вспомним вместе с ними и мы. Сегодня нам в этом поможет Людмила Николаевна Белоцерковская (Грехова), которая пять лет была старшей пионерской вожатой володарской школы № 50 – как раз в те годы, когда эта школа прославилась на всю Нижегородскую область своими «зарничниками».
Получила возможность проявить лидерские качества и творческое начало
…В школьные годы Людмила Николаевна Белоцерковская (тогда еще просто Люда Грехова) не просто хорошо училась, но была к тому же еще девочкой очень творческой и суперактивной: ни одно общественное мероприятие не обходилось без ее живого участия. И делала она это с душой, с горящими глазами. В том же духе собиралась Люда провести и свои студенческие годы, но при поступлении в университет на исторический факультет ее постигла неудача: недобрала баллов. Пришлось идти на заочное обучение и параллельно с учебой работать. Первое место работы – одно из предприятий района – к общественной жизни и творчеству не располагало. Но все круто изменилось 1 сентября 1967 года, когда Люда стала старшей пионерской вожатой володарской школы № 50 (тогда она была «восьмилеткой» и располагалась на Заводской улице в помещении, где сейчас находится библиотека). Здесь-то девушке было где развернуться, проявить свои лидерские качества и творческое начало, чем она и воспользовалась. К тому же новенькую радушно приняло районное вожатское сообщество, а оно было в те годы большим, так как все населенные пункты нынешнего Володарского района и их школы относились тогда к Дзержинскому району.
«Начинать с нуля на новом рабочем месте всегда непросто, – вспоминает Людмила Николаевна, – но среди старших пионерских вожатых была в то время большая взаимовыручка, поддержка, поэтому я о трудностях даже не помню. Очень сильные, знающие руководители работали тогда и в дзержинском Дворце пионеров, который курировал всю нашу работу. Они помогали. И дзержинский горком комсомола окружал нас заботой и вниманием, тогда ведь комсомол все держал под своим контролем и опекой… Но главную поддержку, участие мы, старшие пионерские вожатые местных школ, особенно новенькие, получали от Альбины Михайловны Поляковой. Она была директором володарского Дома пионеров, и «тряслась» над нами все равно что клуша над своими цыплятами. Мы всегда чувствовали себя под ее надежным крылом и с любой проблемой бежали к ней – она все разъясняла, помогала. И, что немаловажно, никогда не сдерживала наших инициатив, а наоборот, поддерживала их, поэтому работать было интересно».
Большое внимание уделяли патриотизму.
По словам Л. Н. Белоцерковской, старшие пионерские вожатые в советское время являлись непосредственными участниками всего школьного процесса, причем как воспитательного, так и учебного. Дело в том, что пионерское движение тогда базировалось на нескольких «китах», а именно маршрутах, следуя которыми, причем параллельно и одновременно, подрастающее поколение под руководством вожатых помогало комсомолу и коммунистической партии, отцам и дедам в приближении светлого, справедливого будущего. В то, что оно обязательно настанет, тогда искренне верили практически все люди в нашей стране.
Среди пионерских маршрутов можно выделить такие: «В страну знаний», «Моя Родина – СССР», «Тимуровец», «Звездочка», «Сильные, смелые, ловкие». И каждый из них был наполнен различными мероприятиями, соответствующими целям и задачам: помощью ветеранам, пожилым людям; шефством над октябрятами; трудовыми десантами и так далее. Воплощение в жизнь всех этих мероприятий лежало в основном на плечах старших пионерских вожатых. А нередко непосредственно для своих школ те или иные мероприятия под все эти маршруты разрабатывали именно пионерские вожатые.
«Мы, образно говоря, кашу заваривали и вместе с пионерами в ней варились, то есть вели ребят за собой, во многом являлись для них примером, – рассказывает Людмила Николаевна. – Очень большое внимание в работе со школьниками уделяли мы в те годы патриотизму. Такие понятия как Родина, знамя, гимн были и для нас самих, и для наших пионеров не пустым звуком, а действительно святынями. Наша школа тогда постоянно побеждала в конкурсе знаменных групп. И я помню, когда на том или ином пионерском сборе или другом мероприятии выносили знамя, то все наши учащиеся, даже хулиганы, вытягивались по струнке и отдавали салют. Немыслимо было, чтоб кто-то в это время разговаривал, на что-то отвлекался. Войти в состав знаменной группы было большой честью для ребят, туда попадали только самые лучшие, самые достойные».
Очень большая работа под началом старших пионерских вожатых велась в школах с участниками Великой Отечественной войны, многие из которых тогда были еще живы. Так вот ребята встречались с ними, собирали воспоминания, фотографии, письма и на основе собранной информации делали альбомы, где увековечивали наших земляков-героев.
Не были в те годы, по словам Л. Н. Белоцерковской, заброшенными обелиски, памятники, установленные в нашем городе в честь участников Великой Отечественной войны – каждый был закреплен за какой-либо школой, и ребята за ними ухаживали.
Часто ходили в походы
«Хорошо у нас было тогда поставлено и туристическое направление, – вспоминает Людмила Николаевна. – Участие в районных турслетах – это само собой. Но мы проводили и свой, школьный, турслет. Он у нас проходил обычно в последний день учебного года, неподалеку от Чиртова озера. Участвовали в нем все классы, и соревнования там были, как и на районном турслете, все по-взрослому: кто быстрее и лучше поставит палатку, разожжет с одной спички костер, вкуснее приготовит обед…
А еще для того, чтобы познакомить наших ребят с ближайшими окрестностями, мы нередко устраивали для них походы. Даже многодневные. Со мной в качестве сопровождающих ходили в походы либо классные руководители, но чаще наш физкультурник Владимир Поляков и Нина Ивановна Асессорова, которая уже была учителем начальных классов, но очень легкой на подъем. Помню, однажды мы повели наших пионеров в… Павлово. Пешком! И по дороге туда мимо какого бы населенного пункта ни проходили, даже маленькой деревушки, заходили и находили то, на что посмотреть, чтобы познакомиться с чем-то новым, о чем расспросить старожилов. Например, в Охлопково попали на механическую дойку коров – очень интересно было. И нас встречали везде приветливо – такой тогда народ был».
Прославили школу зарничники
Много интересного, познавательного и развлекательного – куда же без этого – проводилось под началом старшей пионерской вожатой Людмилы Николаевны Греховой в школе № 50. Но особой, красной строкой здесь можно выделить игру «Зарница» – именно она больше всего прославила школу в те годы.
«Именно мы первыми из всех школ района, а их тогда было очень много, удостоились чести принимать участие в «Зарнице» областного уровня, и не посрамили честь района, – с нескрываемой гордостью говорит Людмила Николаевна. – В плане подготовки наших «зарничников» нам тогда очень хорошо помогала местная воинская часть, будь то строевая подготовка, разборка-сборка автомата, оказание первой медицинской помощи, обучение азбуке Морзе и так далее. Военнослужащие занимались с ребятами очень ответственно, серьезно.
Первый раз, когда мы поехали на областную «Зарницу», заняли там второе место. В том числе и потому, что у наших «зарничников» не было единой формы. Школе денег на то, чтобы пошить форму, взять было негде, ну и пошла я на поклон к начальнику части. Он внимательно меня выслушал, вошел в положение и нашел возможность нам помочь. В итоге, когда мы на следующий год поехали на областную «Зарницу», все наши ребята были в красивой, специально пошитой для них форме, и наша школа заняла первое место, а командир отряда «зарничников» Сергей Лапшов и замполит и связистка Светлана Тарасова были награждены путевкой во Всесоюзный лагерь «Артек».
Проводили то, что детям было интересно
Нередко современники, давая оценку пионерской организации Советского Союза, обвиняют ее в чрезмерности идеологии, взваливаемой на детские, неокрепшие души, в обилии «обязаловки», в которой против воли приходилось участвовать детям.
«Так ли это, – спрашиваю свою собеседницу. – Неужели детей, действительно насильно приходилось заставлять участвовать в тех или иных мероприятиях – будь то патриотические сборы или трудовые десанты?
«Возможно, не все всем нравилось, но, чтобы кого-то что-то мы заставляли делать, я не помню, – отвечает Людмила Николаевна. – И не забывайте: тогда ведь и люди в целом, и дети совсем другими были. К тому же мы, старшие пионерские вожатые, старались проводить для детей то, что им было интересно. Да нам и самим в тот период это было интересно, потому что по возрасту мы недалеко ушли от своих пионеров. Мы жили работой, отдавали ей себя полностью, постоянно искали, чем увлечь наших девчонок и мальчишек, но чтобы при этом не просто развлечь, а и обогатить какими-либо знаниями в какой-либо сфере. Ведь любое мероприятие, на первый взгляд самое обыденное, можно «обставить» так, что дети загорятся – вот в нашу задачу как раз и входило «зажечь» их. Поэтому многое проводили в игровой форме, в форме соревнований – будь то сбор макулатуры, металлолома, субботники – дети на это всегда падки. И обязательно награждали победителей. Любое мероприятие, любой маршрут даже «В страну знаний» нужно было обставить так, чтоб детям хотелось в них участвовать. И им хотелось. В то время после уроков школьники не рвались быстрее убежать домой, и мы вместе чего-то придумывали, к чему-то готовились».
Есть что вспомнить и есть чем гордиться
Старшей пионерской вожатой володарской школы № 50 Людмила Николаевна проработала пять лет – с 1967 по 1972 годы и с большим чувством благодарности вспоминает то время. Работа вожатой развила в ней те качества, которые потом очень пригодились в жизни на всех поприщах, где ей приходилось трудиться, а это и третьим секретарем райкома комсомола, и заведующей детским садом, и инспектором РОНО, и директором школы.
А еще с чувством благодарности она вспоминает вожатское сообщество и говорит: «Мы умели радоваться друг за друга, были очень дружны и делали интересной жизнь не только наших пионеров, но и сами жили интересной, насыщенной жизнью. У нас проходили свои семинары, слеты. В конце учебного года был свой вожатский пионерский костер. Нередко вместе собирались на праздники. На Новый год, например, в Доме пионеров проводили «Голубой огонек» – очень, как сейчас говорят, креативно, с большой выдумкой. Знаете, многие из нас ведь до сих пор дружны. Нередко мы собираемся вместе, причем вожатые разных поколений. Нам есть что вспомнить. И нам есть чем гордиться: общим прошлым, которое напрямую связано с прошлым нашей великой страны – Советским Союзом. Поверьте, это не высокие слова. Мы искренне любили свою Родину. И это не было каким-то лицемерием. Это было для нас нормой жизни, было прочувствовано, и дети понимали эту искренность и впитывали в себя. И эта норма жизни – любовь к Родине, ее истории, ее героическому прошлому, над которым кто только ни пытался глумиться, – в нас, вожатых, жива до сих пор, не смогли ее истребить, как ни старались. Мы это пронесли в себе через самые тяжелые, жестокие, циничные для нашей страны годы… А также пронесли чувство локтя, взаимовыручки, желание и умение сплачивать вокруг себя людей, организовывать на что-то хорошее, доброе. А вообще, знаете, на всех вожатых есть особый отпечаток, нас видно сразу. Мы были и есть веселый, заводной, любознательный народ, быстрый на подъем и готовый всегда прийти на помощь».
…Еще хочется добавить, что в марте Людмила Николаевна Белоцерковская отметила юбилей: ей исполнилось 75 лет. Возраст не юный. Но в душе она по-прежнему жадная до всего нового девочка Люда Грехова, легкая на подъем и готовая сорваться хоть в лес за грибами, хоть в филармонию на концерт, хоть в театр на спектакль… Лишь бы ноги не подводили…
Автор: Алла Егорова