Муниципальное бюджетное учреждение культуры Володарского муниципального округа Нижегородской области

“Володарская межпоселенческая библиотека”

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Наш Володарск

Наш Володарск

[По материалам газеты «Знамя» от 23 мая 1996 года. К 40-летнему юбилею города.]

Володары как поселение имеют черты, уходящие в далекие от нас времена. Город возродился из небольшой деревушки Мысы, насчитывавшей (по данным 1851 г.) 108 душ мужского пола в 25 дворах. Мысы расположены на возвышенном надлуговом Левобережье р. Оки, протекавшей там до, начала XIX века. Потом, изменив свое течение, р. Ока оставила старое русло, образовала затон, соединяющийся с запада с глубоководным озером Чиритово длиной более четырех верст, окаймленным редколесьем, тальником и большими просторами лугов. В деревушке Мысы, ничем не примечательной от других деревень, в 1796 году образовалось волостное правление, в которое входила вся округа земель и деревни с населением. Это старая Сейма, Передельново, Локтеве, Новишки, Ластоново, Селище, Красная Горка, Охлопково (Горбатовка), Шелканово, Чернуха, Голышево и другие, которые со временем примкнули к более крупным деревням или совсем исчезли, к примеру, д. Жеровотово (ныне западная часть Красной Горки), Селище (ныне Решетиха). Все эти земли царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич Грозный всю округу пожаловал Троице-Сергиеву монастырю. В царствование Екатерины П монастырские земли с населением были пожалованы ее фавориту князю Г. А. Потемкину, после смерти которого все владения перешли уральскому магнату крепостнику штаб-ротмистру А. А. Турчанинову. В 1802 году крепостных душ в его владениях насчитывалось: в Ластонове — 53, Новишках — 43, Передельнове — 104, Локтеве — 51, Мысах — 71, во вновь населенном Левонове — 33, Чернухе — 37, Охлопкове — 64, Щелканове — 90.

Крестьянские хозяйства имели достаточно земли, и они успешно развивались. Только одно Мысовское общество имело 290 десятин земли пахотной и неудобицы, 9 десятин усадебной земли, 95 — лугового покоса, 58 — выгона, 240 — борового леса, много озер, богатых рыбой. Это и притягивало людей к поселению в таком вот приволье. В хозяйствах к тому времени насчитывалось 136 лошадей, 111 коров. Основным занятием крестьян было хлебопашество — сеяли рожь, ячмень, овес, выращивали картофель, имели сенопрессовальные станы, вели лесоразработки, работали на лошадях в извозе – вывозили лес, коренья, торф и дрова. Широко рас пространен был надомный труд и промысел, вязали сети, жгли угли, гнали смолу, делали кирпич и т. д.

С появлением промышленных химических производств в Растяпино, а на Сейме — с развитием мукомольной отрасли население быстро росло.

В 1877 году Мысовская община имела 66 дворов, а в 1889 году их было уже 89. И община продолжала расти дальше, особенно вокруг станции Сейма. В 1911 году в деревнях проживало: Ольгино — 1085 человек, Мысы — 928, Локтеве — 354, Передельново — 653, Новишки — 315, Ластоново — 255 человек.

Успешно развивалось и росло население в отдаленных деревнях: Кр. Горка — 491 человек, Чернуха — 237, Шелканово — 571, Охлопково — 322, Решетиха — 682.

СЕЛИЩА (МЫСЫ) — так озаглавлена справка Государственного областного архива (ГАГО), в которой сказано, что Благовещенская церковь построена в 1816 году на земле и на средства помещика А. А. Турчанинова и была названа Селищенской. В церкви было два престола — во имя Благовещения Божьей Матери и придел во имя Святителя и Чудотворца Николая. При церкви был клир: два священника, дьякон и два псаломщика. К ней было приписано 30 десятин земли и 3 десятины сенокосных угодий, но земля для посевов была малопригодная, часть ее, близь р. Оки, сдавалась под склады сена и леса. На церковной земле стояли дома священников и один псаломщика.

В 1894 году церковь обслуживала население деревень Решетиха, Сейма, Мысы, Передельново, Новишки, Шелканово, Чернуха, Голышево, Кр. Горка, Охлопково.

В 1924-1925 годах в Нижегородской губернии проводилась регистрация церквей. Селищенскую Благовещенскую церковь зарегистрировало управление губернского инженера 15 мая 1926 года, была указана ее стоимость — 17860 руб. Церковь была богато украшена, своды куполов расписаны золоченой медью, имелось здесь дорогое убранство (утварь).

Известно и то, что в составе поселения Мысовской волости больше одной трети проживали старообрядцы. Это были люди старательные, трудолюбивые, но они не признавали христианской веры, и поэтому, кроме церкви, были моленные дома, в которых старообрядцы тайно и въявь молились, крестили детей, венчали молодых, отпевали усопших по своим обычаям.

Благовещенская церковь служила людям почти 120 лет, но однако смирить людей, объединить к общей христианской вере ей не удалось. Больше того, благочинный г. Горбатовка М. Тихонравов настоятельно просил духовную консисторию, чтобы приучить детей к христианской вере, открыть в Красной Горке приходскую школу для обязательного обучения детей обоего пола. По всей вероятности, этот вопрос был решен спустя много лет: в тех же документах ГАГО значится запись о том, что в семи верстах от Благовещенской церкви на земле Ларисы Ивановны Турчаниновой в 1890 году построена домовая церковь, в приусадебном поместье открылась школа грамотности.

Ревнители же старой веры были твердо убеждены в правоте своей веры и обычаев. Они остаются верными им и сегодня. Петр Егорович — дедушка Николая Александровича Бугрова — говорил нижегородскому губернатору: «Человек в какой вере родился, в той и умрет».

На вопрос читателей, когда возникла деревня Мысы, данных пока нет. Среди селений бортников в левобережье р. Оки Мысы не упоминаются. Есть, однако, и такие суждения краеведов, старожилов, что, возможно, Мысы имели другое название (скажем, Сонино, Новотитово или Селища (ныне Решетиха). Также Мысы могли быть частью деревни Селища. И, когда эта часть жителей после 1825 года осталась в меньшинстве, они заселили по берегу образовавшегося затона небольшую возвышенность, которая вдается в акваторию затона, образуя мыс. Возможно, расположение по местности и послужило названию этого селения — Мысы, которое впоследствии стало волостным центром.

После революции 1917 года в Мысах были организованы волостной Совет, сельский Совет и комитет деревенской бедноты.

В 1920 году на собрании граждан выселок Ольгино было принято решение об увековечивании памяти одного из активных борцов и пропагандистов за идеи советского правительства и о переименовании п. Ольгино в поселок Володары.

В 1924 году постановлением ВЦИК от 17 апреля 1924 г. Мысовская волость была упразднена и вошла в административное подчинение рабочего поселка Растяпино с центром правления в с. Черное, а с декабря того же года центром правления стало с. Растяпино. В 1927 году, с января, с. Растяпино было преобразовано в рабочий поселок, который в 1929 году был переименован в рабочий поселок Дзержинск.

В 1931 году п. Володары преобразован в рабочий поселок. В поселковую черту вошли ближайшие селения: Передельново, Локтево, Ластоново, Новишки, Мысы, Леваново.

В 1943 году в условиях военного време-ни произошло разукрупнение Дзержинского района, и в целях оперативного руководства р. п. Володары выделен в самостоятельный Володарский район областного подчинения. Так было до 1959 года, а затем он вошел в состав Дзержинского района.

В 1956 году, 14 июня, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Володары преобразован в г. Володарск.

Читатели мало что знают о Володарском. Поэтому считаю необходимым немного о нем рассказать. Володарский — это партийная кличка и литературный псевдоним Гольдштейна Моисея Марковича, который родился в 1891 году в семье бедного ремесленника в местечке Острополь Волынской губернии Хмельницкой области. Будучи гимназистом, он избрал для себя трудный и опасный путь защитника прав трудового народа. В 14-летнем возрасте был исключен из гимназии «за политическую неблагонадежность». А 1908 году Володарский переходит на нелегальное положение, ведет агитационную работу, распространяет революционную литературу. В 1911 году он попадает под надзор полиции, затем следует арест, ссылка в Архангельскую губернию, после ссылки эмигрирует в США. После февральской революции возвратился на Родину, переехал в Петроград, вступил в партию большевиков, вел большую политическую работу, работал редактором газеты петербургского Совета, выступал на митингах и рабочих собраниях за власть Советов. 20 июня 1918 года по дороге на митинг Володарский был злодейски убит эсерами.

А. ШАШКОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

[ { "date": "" } ]