Муниципальное бюджетное учреждение культуры Володарского муниципального округа Нижегородской области

“Володарская межпоселенческая библиотека”

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Володарский краевед: «Народное образование в г. Володарске в первые годы Советской власти» /12+

До 1917 года  территория города Володарска входила в бывшую  Мысовскую волость Балахнинского уезда Нижегородской губернии.В нее входили селения , прилегающие к железнодорожной станции Сейма: Передельново, Локтево, Ластоново, Новишки, выселки Ольгино, Мысы, Леоново. В 1862 году при подписании «Уставной грамоты» за волостного старшину Аминева и старосту Овчинникова по их безграмотности  Никифор Аминев руку приложил. Население Мысовской волости было тогда сплошь неграмотным. Школьное обучение в волости началось с 1866 года, и до Октябрьской революции было тогда сплошь начальным, с самым высшим курсом обучения в 5 лет. В 1866 году было открыто Передельновское начальное училище для всей волости. В 1967 году Передельновская школа в 1967 году отметила 100-летний юбилей.

В 1888 году была открыта начальная школа  в Мысах.

В 1915 году было построено специальное здание на Заводской улице,  так называемая желтая школа. Это была начальная женская школа. Перед Великой Октябрьской революцией в Володарске было три начальных школы: Передельновская, Мысовская и «жёлтая». В трех школах обучалось около 450 учащихся и работало 10 учителей. В деревнях проживало около 5 тысяч человек. Начальные школы в Володарске для трудящихся были как бы тупиком, они не обеспечивали среднего образования и не давали права на получение высшего  образования.

Пришёл октябрь 1917 год. Трудящиеся России под руководством партии Ленина взяли власть в стране и начали строить свое социалистическое государство. Началось и становление новой школы, подлинно массовой и народной.

Изменилось содержание преподавания. Церковь была отстранена от дела просвещения, запрещено было преподавать в школе религиозных вероучений.

Перед школой встала задача воспитать нового свободного человека, дать ему прочные знания. Софья Николаевна Знаменская вспоминает: «Задача была нелёгкой. Не хватало часто знаний, учителя усиленно пополняли их в политкружках, в кружках по естествознанию, математике, позднее учились заочно».

В июле 1918 года открылся первый всероссийский съезд учителей, о строительстве единой трудовой школы, об отношении учителей к советской власти. На съезде выступил Владимир Ильич Ленин.

Был на съезде делегат от сеймовских учителей – Комиссаров Михаил Васильевич. Он охарактеризовал речь В. И. Ленина, как доходчивую и убедительную, без ораторских украшений, вспоминает С. Н. Знаменская. Трудные годы были для страны и школы. Полыхало знамя  гражданской войны, голод, разруха.

Золотым фондом сеймовского учительства, перешедшим в Советскую школу из дореволюционной являются: Совья Николаевна Знаменская, Константин Павлович Славницкий, Шишкова Филицата Георгиевна, Комиссаров Михаил Васильевич, Благодарева   Лидия Александровна, проработавшая в нашем городе более 50 лет и обучившая не  одно поколение, Смирнова Вера Сергеевна , работавшая в Мысовской школе. В первые годы Советской власти начали свою педагогическую деятельность Шишкова Таисия Георгиевна, Толмачева Екатерина Михайловна, Кутырева Антонина Васильевна, Зиновьева Анна Сергеевна, Кутырева Евгения Семеновна, Баташова Капитолина Яковлевна.

В 1918 году «жёлтая школа» была преобразована сначала в высшее начальное училище, а позднее в фабрично-заводскую семилетку – ФЗС. В реорганизации школы большое участие принимал учитель этой школы Константин Павлович Славницкий, который посещал Балахну, добираясь на поезде, а там 30 километром пешком.

В школе были большие трудности – не хватало топлива, отопление выходило из строя, трубы замерзали, учителям часто задерживали зарплату, их поддерживали взносами родители.

Первыми учителями были: Комиссаров Михаил Васильевич, Славницкий  Константин Павлович, Шерстобитов , Крюкова и Привалова.

 

Воспоминания бывшей ученицы Передельновской школы

Корчагиной Марии Артемьевны

 

Прошло более полвека, как я переступила порог Передельновской школы. Это было в 1921 году, а в памяти прекрасно встают картины трудового детства.  Советская власть дала всем право на бесплатное образование, и многие стали посещать школу, хотя и трудные были условия. Хорошо помню, как мне мама сшила сумку из мешковины для школьных принадлежностей, отец сделал пенал из полена и отправили меня в добрый путь. Многие из нас были плохо одеты, ученики – девочки сами вязали чулки, тапочки из шпагата, а летом бегали босиком. Часто наша одежда сверкала заплатами, полученный на ордера ситец  меняли на хлеб, который был дороже всего. М не посчастливилось учиться у замечательных учителей-ветеранов народного образования. В 1 классе у Анны Сергеевны Зиновьевой, во 2-м, 3-м у Шишковой Фелицаты Георгиевны, в 4-м у Софьи Николаевны Знаменской. Мои первые учителя возбудили во мне желание быть учительницей, об этом я написала в сочинении в 3-м классе.

До сих пор в моей памяти уроки Софьи Николаевны. С детских лет (в 4-м классе) она приучала нас к самостоятельности. Мы много писали сочинений на разные темы. По заданной теме, например, ленский расстрел, кровавое воскресенье,  мы готовили доклады, с которыми выступали перед учащимися. Софья Николаевна вела уроки пения, на которых мы пели детские песни. Закона Божьего не было и в школе стала проводится внеклассная работа. Семён Лукич вел литературный кружок художественного чтения. Софья Николаевна учила нас писать стихи, знакомя с рифмой. Лучшие стихи помещались в альбом. Много было радости, если стихи понравились членам кружка и руководителю. На новый учебный год в клубе Карла Маркса проводилась елка, ученики получали подарки и разные детские игрушки. Помню, мне достался деревянный утюг, радости не было конца. Проводились с нами практические работы на местности по арифметике, наблюдения , экскурсии к реке во время разлива, отмечая прибыль воды, разрушительную деятельность реки Сеймы. Всевобуча в эти годы не было, учились желающие получить образование, а многие не могли учиться по домашним обстоятельствам – девочки были нянями в семье , так как детских учреждений ещё не было. Помимо учебы в школе мы ученики  учили своих неграмотных родителей при свете коптилки.

В 1925 году я окончила Передельновскую школу и поступила учиться в 5 класс Володарской семилетки. Изменился характер занятий. В начальной школе учил один учитель, а здесь уже началась предметная система. Условия жизни стали лучше, мы не знали голода, приличнее стали одеваться. Всевобуча ещё не было, учились желающие. В Володарской семилетке учились ребята из Володар, но приезжали многие с Горбатовки, из деревень, входивших в Мысовскую волость – Щелканова, Красной Горки. В нашем классе почти треть детей составляли приезжие. Директорами работали Забавин А. И. и Пантелеев А. А. В школе работали учителя: Славницкий Константин Павлович, который преподавал математику. На его уроках всегда был порядок, прекрасная дисциплина.

Преподавателями русского языка и литературы были Капитолина Яковлевна Баташова и молодая учительница  Клавдия Ивановна Рязанова, организовавшая для нас экскурсию на химический завод имени Калинина. Евгения Семеновна Кутырева преподавала математику. В основном большинство учителей было молодыми. Выполнение домашних заданий было сопряжено с большими трудностями: учебников было недостаточно, по обществоведению на 5-6 учеников был один учебник, а учащиеся проживали в разных местах Володар. В нашем классе я из Ластонова была одна. Приходилось бегать далеко в поисках учебника, или оставаться после уроков в школе и   готовиться сообща.

Оживилась внеклассная работа. При школе организовался драмкружок, которым руководил Константин Павлович Славницкий. Кружковцы ставили спектакли на клубной сцене, и мы с удовольствием встречали юных артистов. Капитолина  Яковлевна готовила чтецов. В дни красного календаря на клубной сцене выступала детская художественная самодеятельность. Большую роль стала играть пионерская организация. В школе стала выпускаться стенная газета «Красная семилетка», отражающая жизнь страны, школы, и привлекала внимание учащихся своими карикатурами на злобу дня из школьной жизни. В редакции были от учителей  Славницкий Константин Павлович, от учащихся Корчагина Мария и Коробова Антонина. На республиканском конкурсе газета получила премию.

В 1928 году я закончила семилетку, получила удостоверение и стала добиваться поставленной цели. Собрав самые необходимые вещи и уложив их в плетеный сундучок, я дочь простого железнодорожника поехала в Арзамас, успешно сдала экзамены по всем предметам, стала учиться в педагогическом училище, закончив его, вернулась в Володары и больше 30 лет проработала учительницей. Володарская семилетка давала учащимся прочные знания. Доказательством этого явилось то, что многие выпускники продолжили свое образование , успешно сдав экзамены в техникумы, а позднее в институты. Учителями стали Корчагина М. А. , Богомазова А.В., Сорокина Е. В. , Ломалова К. А. и другие; Барсков С. П. многие годы являлся директором Дзержинского химического техникума; инженерами- химиками стали: Майорова К. С. , Знаменская О. Н. , Барсков Ф. В. Закончил военно-политическую академию, стал генералом; Горохова Ф. стала врачом; многие окончили техникумы.

К 1930-му году завершен переход к всеобщему начальному образованию, советская школа твёрдо встала на  путь дальнейшего развития, как единая трудовая.

В 1982 году наша страна отметила 60-летний юбилей. Трудящиеся нашей страны готовят достойную встречу 60-летию Октября. Будут подведены итоги по народному образованию и о больших изменениях в деле народного образования будет  сообщено в других выступлениях. В этом юбилейном годуя желаю учителям города Володарска больших успехов в деле обучения и воспитания детей. А учащимся порадовать  родину и родителей хорошей учёбой, прилежным поведением, полезными интересными делами. Для этого Советская власть создала все условия, используйте их, все вам хорошего.

М. А. Корчагина

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

[ { "date": "" } ]