До 1917 года территория города Володарска входила в бывшую Мысовскую волость Балахнинского уезда Нижегородской губернии.В нее входили селения , прилегающие к железнодорожной станции Сейма: Передельново, Локтево, Ластоново, Новишки, выселки Ольгино, Мысы, Леоново. В 1862 году при подписании «Уставной грамоты» за волостного старшину Аминева и старосту Овчинникова по их безграмотности Никифор Аминев руку приложил. Население Мысовской волости было тогда сплошь неграмотным. Школьное обучение в волости началось с 1866 года, и до Октябрьской революции было тогда сплошь начальным, с самым высшим курсом обучения в 5 лет. В 1866 году было открыто Передельновское начальное училище для всей волости. В 1967 году Передельновская школа в 1967 году отметила 100-летний юбилей.
В 1888 году была открыта начальная школа в Мысах.
В 1915 году было построено специальное здание на Заводской улице, так называемая желтая школа. Это была начальная женская школа. Перед Великой Октябрьской революцией в Володарске было три начальных школы: Передельновская, Мысовская и «жёлтая». В трех школах обучалось около 450 учащихся и работало 10 учителей. В деревнях проживало около 5 тысяч человек. Начальные школы в Володарске для трудящихся были как бы тупиком, они не обеспечивали среднего образования и не давали права на получение высшего образования.
Пришёл октябрь 1917 год. Трудящиеся России под руководством партии Ленина взяли власть в стране и начали строить свое социалистическое государство. Началось и становление новой школы, подлинно массовой и народной.
Изменилось содержание преподавания. Церковь была отстранена от дела просвещения, запрещено было преподавать в школе религиозных вероучений.
Перед школой встала задача воспитать нового свободного человека, дать ему прочные знания. Софья Николаевна Знаменская вспоминает: «Задача была нелёгкой. Не хватало часто знаний, учителя усиленно пополняли их в политкружках, в кружках по естествознанию, математике, позднее учились заочно».
В июле 1918 года открылся первый всероссийский съезд учителей, о строительстве единой трудовой школы, об отношении учителей к советской власти. На съезде выступил Владимир Ильич Ленин.
Был на съезде делегат от сеймовских учителей – Комиссаров Михаил Васильевич. Он охарактеризовал речь В. И. Ленина, как доходчивую и убедительную, без ораторских украшений, вспоминает С. Н. Знаменская. Трудные годы были для страны и школы. Полыхало знамя гражданской войны, голод, разруха.
Золотым фондом сеймовского учительства, перешедшим в Советскую школу из дореволюционной являются: Совья Николаевна Знаменская, Константин Павлович Славницкий, Шишкова Филицата Георгиевна, Комиссаров Михаил Васильевич, Благодарева Лидия Александровна, проработавшая в нашем городе более 50 лет и обучившая не одно поколение, Смирнова Вера Сергеевна , работавшая в Мысовской школе. В первые годы Советской власти начали свою педагогическую деятельность Шишкова Таисия Георгиевна, Толмачева Екатерина Михайловна, Кутырева Антонина Васильевна, Зиновьева Анна Сергеевна, Кутырева Евгения Семеновна, Баташова Капитолина Яковлевна.
В 1918 году «жёлтая школа» была преобразована сначала в высшее начальное училище, а позднее в фабрично-заводскую семилетку – ФЗС. В реорганизации школы большое участие принимал учитель этой школы Константин Павлович Славницкий, который посещал Балахну, добираясь на поезде, а там 30 километром пешком.
В школе были большие трудности – не хватало топлива, отопление выходило из строя, трубы замерзали, учителям часто задерживали зарплату, их поддерживали взносами родители.
Первыми учителями были: Комиссаров Михаил Васильевич, Славницкий Константин Павлович, Шерстобитов , Крюкова и Привалова.
Воспоминания бывшей ученицы Передельновской школы
Корчагиной Марии Артемьевны
Прошло более полвека, как я переступила порог Передельновской школы. Это было в 1921 году, а в памяти прекрасно встают картины трудового детства. Советская власть дала всем право на бесплатное образование, и многие стали посещать школу, хотя и трудные были условия. Хорошо помню, как мне мама сшила сумку из мешковины для школьных принадлежностей, отец сделал пенал из полена и отправили меня в добрый путь. Многие из нас были плохо одеты, ученики – девочки сами вязали чулки, тапочки из шпагата, а летом бегали босиком. Часто наша одежда сверкала заплатами, полученный на ордера ситец меняли на хлеб, который был дороже всего. М не посчастливилось учиться у замечательных учителей-ветеранов народного образования. В 1 классе у Анны Сергеевны Зиновьевой, во 2-м, 3-м у Шишковой Фелицаты Георгиевны, в 4-м у Софьи Николаевны Знаменской. Мои первые учителя возбудили во мне желание быть учительницей, об этом я написала в сочинении в 3-м классе.
До сих пор в моей памяти уроки Софьи Николаевны. С детских лет (в 4-м классе) она приучала нас к самостоятельности. Мы много писали сочинений на разные темы. По заданной теме, например, ленский расстрел, кровавое воскресенье, мы готовили доклады, с которыми выступали перед учащимися. Софья Николаевна вела уроки пения, на которых мы пели детские песни. Закона Божьего не было и в школе стала проводится внеклассная работа. Семён Лукич вел литературный кружок художественного чтения. Софья Николаевна учила нас писать стихи, знакомя с рифмой. Лучшие стихи помещались в альбом. Много было радости, если стихи понравились членам кружка и руководителю. На новый учебный год в клубе Карла Маркса проводилась елка, ученики получали подарки и разные детские игрушки. Помню, мне достался деревянный утюг, радости не было конца. Проводились с нами практические работы на местности по арифметике, наблюдения , экскурсии к реке во время разлива, отмечая прибыль воды, разрушительную деятельность реки Сеймы. Всевобуча в эти годы не было, учились желающие получить образование, а многие не могли учиться по домашним обстоятельствам – девочки были нянями в семье , так как детских учреждений ещё не было. Помимо учебы в школе мы ученики учили своих неграмотных родителей при свете коптилки.
В 1925 году я окончила Передельновскую школу и поступила учиться в 5 класс Володарской семилетки. Изменился характер занятий. В начальной школе учил один учитель, а здесь уже началась предметная система. Условия жизни стали лучше, мы не знали голода, приличнее стали одеваться. Всевобуча ещё не было, учились желающие. В Володарской семилетке учились ребята из Володар, но приезжали многие с Горбатовки, из деревень, входивших в Мысовскую волость – Щелканова, Красной Горки. В нашем классе почти треть детей составляли приезжие. Директорами работали Забавин А. И. и Пантелеев А. А. В школе работали учителя: Славницкий Константин Павлович, который преподавал математику. На его уроках всегда был порядок, прекрасная дисциплина.
Преподавателями русского языка и литературы были Капитолина Яковлевна Баташова и молодая учительница Клавдия Ивановна Рязанова, организовавшая для нас экскурсию на химический завод имени Калинина. Евгения Семеновна Кутырева преподавала математику. В основном большинство учителей было молодыми. Выполнение домашних заданий было сопряжено с большими трудностями: учебников было недостаточно, по обществоведению на 5-6 учеников был один учебник, а учащиеся проживали в разных местах Володар. В нашем классе я из Ластонова была одна. Приходилось бегать далеко в поисках учебника, или оставаться после уроков в школе и готовиться сообща.
Оживилась внеклассная работа. При школе организовался драмкружок, которым руководил Константин Павлович Славницкий. Кружковцы ставили спектакли на клубной сцене, и мы с удовольствием встречали юных артистов. Капитолина Яковлевна готовила чтецов. В дни красного календаря на клубной сцене выступала детская художественная самодеятельность. Большую роль стала играть пионерская организация. В школе стала выпускаться стенная газета «Красная семилетка», отражающая жизнь страны, школы, и привлекала внимание учащихся своими карикатурами на злобу дня из школьной жизни. В редакции были от учителей Славницкий Константин Павлович, от учащихся Корчагина Мария и Коробова Антонина. На республиканском конкурсе газета получила премию.
В 1928 году я закончила семилетку, получила удостоверение и стала добиваться поставленной цели. Собрав самые необходимые вещи и уложив их в плетеный сундучок, я дочь простого железнодорожника поехала в Арзамас, успешно сдала экзамены по всем предметам, стала учиться в педагогическом училище, закончив его, вернулась в Володары и больше 30 лет проработала учительницей. Володарская семилетка давала учащимся прочные знания. Доказательством этого явилось то, что многие выпускники продолжили свое образование , успешно сдав экзамены в техникумы, а позднее в институты. Учителями стали Корчагина М. А. , Богомазова А.В., Сорокина Е. В. , Ломалова К. А. и другие; Барсков С. П. многие годы являлся директором Дзержинского химического техникума; инженерами- химиками стали: Майорова К. С. , Знаменская О. Н. , Барсков Ф. В. Закончил военно-политическую академию, стал генералом; Горохова Ф. стала врачом; многие окончили техникумы.
К 1930-му году завершен переход к всеобщему начальному образованию, советская школа твёрдо встала на путь дальнейшего развития, как единая трудовая.
В 1982 году наша страна отметила 60-летний юбилей. Трудящиеся нашей страны готовят достойную встречу 60-летию Октября. Будут подведены итоги по народному образованию и о больших изменениях в деле народного образования будет сообщено в других выступлениях. В этом юбилейном годуя желаю учителям города Володарска больших успехов в деле обучения и воспитания детей. А учащимся порадовать родину и родителей хорошей учёбой, прилежным поведением, полезными интересными делами. Для этого Советская власть создала все условия, используйте их, все вам хорошего.
М. А. Корчагина