Муниципальное бюджетное учреждение культуры Володарского муниципального района Нижегородской области

“Володарская межпоселенческая библиотека”

Календарь событий

ПнВтСрЧтПтСбВс

Виртуальная справка


    [anr_nocaptcha g-recaptcha-response]

    Храмы Сеймовской земли

    ХРАМЫ ПРИСЕЙМЬЯ

    [По материалам газеты «Знамя» от 3 августа 1995 года.]

    Первые исторические упоминания о местах, на которых расположился нынче Володарский район, относятся к XV веку и касаются владений Амвросиева Дудина монастыря, более поздние — к XVI веку и говорят о землях Троице-Сергиевой обители. Великие московские князья, а потом и цари, укрепляя и поддерживая Церковь как объединяющую силу, передавали земли во владение монастырям. В реестрах Нижегородского Печерского монастыря перечисляются деревни Сейма и Селищи, воды вверх по Оке и половина озера Чиритова; архимандриту с братией было разрешено править на этих землях суд без вмешательства тиунов — царских чиновников. В 1485 году Амвросиеву Дудину монастырю были пожалованы бортные леса, граница которых проходила — по верховью реки Юганец близ деревни Ластуново и на луговой стороне Оки земли сеймовских бортников. Позднее царь Иван Грозный пожаловал Троице-Сергиеву монастырю Мысовскую пустошь. Собственно, тогда все земли края являлись вотчинами трех монастырей: Троице-Сергиевой Лавры, Нижегородского Печерского монастыря и местного Дудина монастыря. В 1764 году после Указа Екатерины II «об изъятии у монастырей вотчинных земель» упраздняются многие монастыри, в том числе и Дудин. У большинства оставшихся монастырей, к ним относятся Троице-Сергиев и Печерский, земли отнимаются в пользу казны. Крестьяне, жившие на вотчинных монастырских землях, теперь становятся «экономическими», т. е. государственными.

    Население края в то время было небольшим, т. к. повсюду преобладали дремучие вековые леса, болота и малоплодородные почвы. Тем не менее оно постепенно увеличивалось, и в более или менее крупных селениях возводились церкви. Храмы строились с любовью, во славу Божию, денег на это не жалели. Ведь вся жизнь наших предков протекала в лоне Православной Церкви: рождался человек — его крестили, женился — венчали, умирал — отпевали. Православная вера была испокон веков краеугольным камнем, на котором незыблемо стояло Отечество.

    В окрестностях Растяпина (ныне Дзержинска) было 9 православных храмов. Это церкви в селах: Черное, Мысы (ныне г. Володарск), Желнино, Решетиха, Петряевка, Гнилицы, Горбатовка (ж. д. ст. Доскино) и в бывшем Дудине монастыре. Почти все они построены в XIX веке, ни одна из них не повторяла другую, у каждой была своя судьба, схожая после революции с судьбами многих других православных храмов только своей трагичностью.

    Самой древней являлась Успенская церковь бывшего Дудина монастыря, построенная в 1677 году, о чем свидетельствует надпись на окладе иконы Успения Божией Матери, хранившейся в монастыре. Церковь была каменная с теплым приделом во имя Святого Николая Чудотворца. Рядом стояла еще более древняя каменная колокольня, возведенная в 1593 году. В 1764 году, как уже говорилось, монастырь был закрыт и церковь вскоре стала приходской. Об этом событии существует предание. Из церкви в селе Подъяблонном, что недалеко от Дудина монастыря, однажды пропала икона Святого Николая Чудотворца. Удивленные прихожане после долгих поисков обнаружили ее в небольшом озерке около стен монастыря. Они возвратили образ на прежнее место, но через некоторое время он снова исчез и вновь был обретен все в том же озерке и опять возвращен в Подъяблонскую церковь. После третьего «ухода» иконы верующие решили, что это знамение свыше и появилось желание перенести образ в церковь Дудине монастыря, начав там службы. Прихожанами Успенской церкви являлись жители 10 деревень, в том числе и Жёлнина, в котором до 1878 года не было своего храма. И жители этой деревни, чтобы попасть на службу, на лодках переправлялись на противоположный берег Оки.

    В 1912 году на средства А. Н. Маркова, А. В. Маркова и П. П. Кузнецова был проведен ремонт Успенской церкви. Под храм был подведен более прочный фундамент, на главу его поднят новый крест и произведено множество других работ, о чем говорит надпись на задней стороне иконы, подаренной Кузнецовым церкви. В том же году был построен двухэтажный каменный дом, крытый железом, в котором стал жить священник, а в 1914 году — деревянный дом для псаломщика и церковных караульщиков. Рядом с церковью, где, по преданию, явился чудотворный образ Святого Николая Чудотворца, была построена деревянная часовня.

    С.БАЛАХНИНА.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    [ { "date": "" } ]