Первые поселенцы Ильина
[По материалам газеты «Знамя» от 1 марта 1994 г.]
1865 год является годом строительства железной дороги Москва-Нижний Новгород. По проекту эта дорога должна была проходить через деревню Ильина Гора, у которой в таком случае отнималась значительная часть земли. Говорят, жители Ильиной Горы сумели дать взятку строителям, и чугунку «сдвинули» в сторону теперешней станции Ильино.
В те времена на месте станции были топи да болота, да обширная клязьменская пойма с западной стороны. С северной же стороны подступали могучие леса.
И вот на довольно-таки неуютном месте возвели здание деревянного вокзала, и сразу закипела жизнь. Появились лесопромышленники, которые поставили в разных местах лесного массива пилорамы. Так, начали пилить лес в урочище Котихи (п. Центральный), по реке Лух, во Фролищах.
Рассказывают, тогда пиломатериалами и кругляком были завалены все свободные от болот места. На лесоразработки нанималась местные жители. Так, например, нанималась моя мать М. А. Грехова.
К складам леса строились подъездные пути, следы от них можно обнаружить и сейчас.
Выстроенный деревянный вокзал станции Ильино просуществовал до 1941 года, когда здание разобрали и перевезли на станцию Доскино, где выстроили жилье для железнодорожников, которое используется и сейчас.
Появился полустанок. Ильино, названный по имени близлежащей деревни.
Тогда на месте теперешней станции была настоящая глухомань и болота, которые в половодья заливались клязьменской водой. Только теперь в связи с многолетней деятельностью человека почва поднялась и полые воды с Клязьмы не доходят до селения.
История сохранила и имена первых поселенцев Ильина. Построил хороший деревянный особняк в двух километрах от вокзала лесопромышленник Знобишин. Его усадьба была огорожена высоким деревянным забором, за которым злобно лаяла свора собак. У лесопромышленника было до десятка добротных коней, говорят, он участвовал в скачках в Нижнем, а по характеру был достаточно коварен и немилосерден.
Другой поселенец — отставной генерал русской армии Одинцов построил дом, который находился недалеко от нынешней школы № 66. Фундамент, оставшийся от этого здания, мне хорошо запомнился.
У Одинцова была немногочисленная, но очень культурная семья, сам генерал занимался огородничеством, в летнюю пору нанимал крестьян на прополку, рыхление гряд и т. д. Моя мать вспоминала, что на этих работах он платил ей и ее подругам по пять копеек в день, а рассчитывался каждую неделю.
В тридцатые годы одинцовское здание было разобрано и перевезено под клуб против вокзала Ильино. Теперь дом принадлежит местной жительнице А. К. Ушаковой, правда, от первоначального его вида мало чего осталось.
Третья усадьба — отставного полковника Виноградова располагалась вблизи железной дороги, в районе теперешней улицы Чкалова.
Все три особняка были деревянными и одноэтажными, с большими окнами, фигурно выстроенными верандами и хорошими оградами.
Генерал Одинцов хотел построить церковь и навозил к своему дому много красного кирпича. Но грянула революция. Воодушевленная большевистскими призывами, местная голытьба начала грабить все подряд; растаскивать лесоматериалы, предназначенные для вывоза, покушаться на «господские» дома. Был, конечно, растащен и кирпич, предназначенный для церкви.
Судьба вышеперечисленных хозяев осталась неизвестной.
До тридцатых годов при станции Ильино было не более двадцати домиков, а после тридцатых станция начала бурно расти и вскоре Ильино приобрело статус поселка.
В Ильине появилась первая сельская торгующая организация — нынешнее райпо, которая переехала из Старкова сначала в частный дом, а потом приобрела двухэтажное здание по улице Маяковского. Затем на станции расположился военторг, который и до сих пор играет значительную роль в торговом обеспечении жителей близлежащих населенных пунктов и военнослужащих.
Лесные массивы еще не все были сведены прежними хозяевами, поэтому в Ильине начали функционировать и лесоразработки — опять же Московского военного округа.
Сейчас в Ильине располагается центральная усадьба совхоза „Ильинский», есть, кроме вышеперечисленных организаций, военлесхоз и лесничество Дзержинского лесхоза.
Станция Ильино, с которой мы начали свой рассказ, благодаря усилиям опытного железнодорожного начальника Е. Г. Сивкова долгие годы носила звание «Коллектив коммунистического труда».
Проблем нынче у ильинцев немало, пожалуй, больше, чем за все 128 лет существования поселения. Но, думается, совместными усилиями они будут решены.
К. ГРЕХОВ