М. А. Корчагина
Народное образование в г. Володарске в первые годы Советской власти
До 1917 года территория города Володарска входила в бывшую Мысовскую волость, Балахнинского уезда Нижегородской губернии. В нее входили селения, прилегающие к железнодорожной станции Сейма: Передельново, Локтево, Ластаново, Новишки, выселки Ольгино, Мысы, Леоново. В 1862 году при подписании «Уставной грамоты» за волостного старшину Аминева и старосту Овчинникова по их безграмотности отставной солдат Никифор Аминев руку приложил. Население Мысовской волости было тогда сплошь неграмотным. Школьное обучение началось с 1866 года до Октябрьской революции было только начальным, с самым высшим курсом обучения в 5 лет. В 1866 году было открыто Передельновское начальное училище для всей волости. В 1967 году Передельновская школа отметила столетний юбилей.
В 1888 году была открыта начальная школа в Мысах. Младшие классы были переполнены. Так в 1914 году в 1-м классе у учителя Славницого было 67 ученика, а в 1915 году в 1-м классе у учительнице Знаменской С.Н. 72 ученика, размещались на 4-местных партах. В то время не все дети школьного возраста поступали в школу. Продолжение образования в средней школе, тем более, в высшей получали очень немногие. Это были дети духовенства. Девочки школьного возраста пешком ходили работать на Решетихинскю фабрику, ребята на мельницу.
В 1915 году было построено специальное школьное здание на Заводской улице – так называемая желтая школа – начальная женская.
Перед Великой Октябрьской революцией в Володарске было 3 начальных школы – Передельновская, Мысовская и «желтая». В трех школах обучалось (около) 450 учащихся и работало 10 учителей. В деревнях проживало около 5 тыс.чел. Начальные школы Володарска для трудящихся были как тупиком, они не обеспечивали среднего образования и не давали права на получение высшего.
Пришел Октябрь 1917 года. Трудящиеся России под руководством партии Ленина взяли власть в стране и начали строить свое социалистическое государство. Началось становление новой школы, подлинно массовой, подлинно народной, доступной и нужной массам (из декрета о единой трудовой школе от 16.10.1918 г.)
Изменилось содержание преподавания. Церковь была отстранена от дела просвещения, запрещено было преподавание в школе религиозных вероучений.
Перед школой встала задача воспитать нового, свободного человека, дать ему прочные знания.
Софья Николаевна Знаменская вспоминает: «задача была нелегкой. Не хватало часто знаний, учителя усиленно пополняли их в политкружках, в кружках по естествознанию, математике, позднее учились заочно».
В июле 1918 года открылся 1й Всероссийский съезд учителей. Рассматривались вопросы о плане подготовки учителей, о строительстве единой трудовой школы, об отношении учителей к советской власти. На съезде выступил В.И. Ленин. Был на съезде и делегат от Володарских учителей – Комиссаров Михаил Васильевич. Охарактеризовал речь В.И. Ленина как доходчивую и убедительную, без ораторских украшений, вспоминает С.Н. Знаменская.
Трудные годы были для страны и школы. Полыхало пламя Гражданской войны, голод, разруха.
Золотым фондом учительства, перешедшим в Советскую школу из дореволюционной являются: Софья Николаевна Знаменская, Константин Павлович Славницкий, Шишкова Филицата Георгиевна, Комиссаров Михаил Васильевич, Благодарева Лидия Александровна, проработавшая в нашем городе более 50 лет и обучившая не одно поколение. Смирнова Вера Сергеевна, работавшая в Мысовской школе. В первые годы Советской власти начали свою педагогическую деятельность Шишкова Таисия Георгиевна, Толмачева Екатерина Михайловна, Кутырева Антонина Васильевна, Зиновьева Анна Сергеевна, Кутырева Евгения Семеновна, Баташова Капитолина Яковлевна.
В 1918 году желтая школа была преобразована сначала в высшее начальное училище, а позднее в фабрично-заводскую семилетку – ФЗС. В реорганизации школы большое участие принимал учитель этой школы Константин Павлович Славницкий, который не раз посещал Балахну, добираясь до Горького на поезде, а там 30 км пешком. В школе были большие трудности – не хватало топлива, отопление выходило из строя – трубы замерзали. Учителям часто задерживали зарплату, их поддерживали взносами родители. Первыми учителями ее были: Комиссаров Михаил Васильевич, Славницкий К.П., Шерстобитов, Крюкова и Привалова.
Поделюсь своими воспоминаниями. Прошло больше полвека, как я переступила порог Передельновской школы. Это было в 1921 году, а в памяти прекрасно встают картины трудового детства. Советская власть дала всем право на бесплатное образование и многие дети стали посещать школу, хотя и трудные были условия. Хорошо помню, как мне мама сшила сумку из мешковины для школьных принадлежностей, отец сделал пенал из полена и отправили меня в добрый путь. Многие из нас были плохо одетые, ученики-девочки сами вязали чулки, тапочки из шпагата, а летом бегали босиком. Часто наша одежда сверкала заплатами, полученный на ордера ситец меняли на хлеб, который был дороже всего. Мне посчастливилось учиться у замечательных учителей-ветеранов народного образования. В 1-м классе у Анны Сергеевна Зиновьевой, во 2-м, 3-м у Шишковой Фелицаты Георгиевны, в 4-м у Софьи Николаевны Знаменской. Мои первые учителя возбудили во мне желание быть учительницей, об этом я написала в сочинении в 3-м классе. До сих пор в моей памяти уроки Софьи Николаевны. С детских лет (в 4-м классе) она приучала нас к самостоятельности: мы много писали сочинений на различные темы. По заданной теме (Ленский расстрел, Кровавое воскресенье) мы готовили доклады, с которыми выступали перед учащимися. Софья Николаевна вела уроки пения, на которых мы пели детские песни. Закона божьего не было и в школе стала проводится внеклассная работа. Семен Лукич вел литературный кружок художественного чтения. Софья Николаевна учила нас писать стихи, знакомя с рифмой. Лучшие стихи помещались в альбом. Много было радости, если стихи понравились членам кружка и руководителю. На Новый год в клубе Карла Маркса проводилась елка. Ученики получали подарки и разные детские игрушки. Помню мне достался деревянный утюг, радости не было конца. Проводились с нами практические работы на местности по арифметике, наблюдения за природой, экскурсии к реке во время разлива, отмечая прибыль воды, разрушительную деятельность реки Сеймы. Всеобуча в эти годы не было, учились желающие получить образование, а многие не могли учиться по домашним обстоятельствам – девочки были нянями в семье, т.к. детских учреждений еще не было. Помимо учебы в школе мы, ученики, учили грамоте своих неграмотных родителей, при свете коптилки.
В 1925 году я окончила Передельновскую школу и поступила учиться в 5-ый класс Володарской семилетки. Изменился характер занятий. В начальной школе учил один учитель, а здесь уже началась предметная система. Условия жизни стали лучше, мы не знали голода, приличнее стали одеваться. Всеобуча еще не было, учились желающие. В Володарской семилетке учились не только ребята из Володар, но приезжали многие с Горбатовки, из деревни Щелканово, Красной Горки, входивших в Мысовскую волость. В нашем классе почти 1/3 часть составляли приезжие. Директорами работали Забавин А.И. и Пантелеев А.А. В школе работали учителя: К.П. Славницкий преподавал математику. На его уроках всегда был порядок, прекрасная дисциплина. Преподавателями русского языка и литературы были Капитолина Яковлевна Баташова и молодая учительница Елена Дмитриевна Колпинская.
Большим уважением и общей любовью пользовался молодой учитель обществоведения Арсений Михайлович Лентовский. По географии и немецкому языку работала Елизавета Степановна Мартынова. Химию преподавала молодая учительница Клавдия Ивановна Рязанова (???), организовавшая для нас экскурсию на химический завод имени Калинина. Евгения Семеновна Кутырева преподавала математику. В основном большинство учителей было молодыми.
Выполнение домашних заданий было сопряжено с большими трудностями: учебников было недостаточно, по обществоведению на 5-6 учеников один учебник, а учащиеся проживали в разных местах Володарска. В нашем классе я из Ластанова была одна. Приходилось бегать далеко в поисках учебника, или оставаться после уроков в школе и готовиться сообща.
Оживилась внеклассная работа. При школе организовался драмкружок, которым руководил Константин Павлович Славницкий. Кружковцы ставили спектакли на клубной сцене и мы с удовольствием встречали юных артистов. Капитолина Яковлевна готовила чтецов. В красные дни календаря на клубной сцене выступала детская художественная самодеятельность. Большую роль стала играть пионерская организация. В школе стала выпускаться стенная газета «Красная семилетка», отражающая жизнь страны, школы и привлекала внимание учащихся своими карикатурами на злобу дня из школьной жизни. В редакции были: от учителей – Славницкий К. П., от учащихся – Корчагина М.А. и Коробова Антонина. На республиканском конкурсе газета получила премию.
В 1928 году я закончила семилетку и получила удостоверение и стала добиваться поставленной цели. Собрав самые необходимые вещи и уложив их в плетеный сундучок, я – дочь простого рабочего-железнодорожника, поехала в Арзамас, успешно сдала экзамены по всем предметам, стала учиться в педучилище, закончив его, вернулась в Володары и больше 30 лет проработала учительницей. Володарская семилетка давала учащимся прочные знания. Доказательством этого явилось то, что многие выпускники продолжили свое образование, успешно сдав экзамены в техникумы, а позднее и в институты. Учителями стали Корчагина М.А., Богомазова А.В., Сорокина Е.В., Ломалова К.А. и др. Барсков Сергей Павлович многие годы являлся директором Дзержинского химического техникума. Инженерами-химиками стали Майорова К. С., Знаменская О. Н. Барсков Федор Васильевич закончил военно-политическую Академию, стал генералом, Горохова Фелицата врачом, многие кончили техникумы. К 1930 году завершен переход к всеобщему начальному образованию. Советская школа твердо встала на путь дальнейшего развития как единая трудовая.
В этом году наша страна отметит 60-летний юбилей. Трудящиеся нашей страны готовят достойную встречу. Будут подведены итоги и по народному образованию и о больших изменениях в деле народного образования будет сообщено в других выступлениях. В этом юбилейном году я желаю учителям города Володарская больших успехов в деле обучения и воспитания детей. А учащимся порадовать родину и родителей хорошей учебой, прилежным поведением, полезными интересными делами. Для этого Советская власть создала все условия, используйте их, всего вам хорошего.
Спасибо за внимание.